исследования о бедности
Social

Откуда берется бедность и есть ли шансы ее победить в личном сражении? Материал-исследование и опрос (LongRead)

К сожалению, в нашей стране и во многих других странах мира, бедность — это реальность. Что такое бедность, как разные люди понимают это слово и что им приходит в голову, когда они его слышат? Какие исследования о бедности существуют и что они нам дают понять? А также, как бедность влияет на культуру человека или общества в целом и влияет ли? 

Не знала с чего начать и, во первых, я опросила двадцать абсолютно разных людей в своем Instagram, чтобы понять о чем говорить. Во вторых, я поискала исследования на эту тему, и кое-что нашла — но в двух словах об этом не получится и опять здесь будет много букв. Благодаря опросу и сама суть материала сразу же обрисовалась. Ну что ж, начинаю. 

Вот результаты моего опроса в Instagram

ОпрашиваемыеКакая эмоция вам приходит в голову когда думаете про бедность?Какое первое слово приходит в голову когда слышите слово бедностьБедность это стыдно?Вы когда нибудь считали себя бедной/ым?Смеялись ли вы когда-то над бедными людьми из-за их одежды или других внешних признаков бедности? (неприятный запах от одежды, неопрятность, отсутствие девайсов и т.п.)
1грусть
2жалостьбомжданетнет
3я не думаю про бедность, я всегда живу богато ))бедность это печальнодо тех пор пока сам не стал зарабатывать деньгиНет, как-то перепутал работягу с бедным и хотел помочь, за что получил словесных п**дюлин))
4сжимает живот, страхнетнетнет, а запах это скорее вопрос о гигиене и образе жизни, мыло не стоит много
5разочарованиематюкивсе относительно. если ты просто ленишься и забил, то конечно стыднопрям бедным нет, но денег почти всегда реально не хватаетскорее нет
6неуверенностьнеуверенностьнетданет
7печальdepends on. но так то в вакууме — нетнетне помню такого. нет
8страхпочему-то слово безысходностьнетда, первые несколько лет в Германиида
9печальголоднетэто наверное 90-ые, тогда многие через это проходилинет, всегда было жаль таких людей
10жалость, грустьстарикинетнетнет
11бедность это выборнет
12нет денегданет
13страхдадастыдно за это, но давно было
14нетнетнет
15дети
16усталостьденьгинетданет, сама ходила как оборвыш
17состраданиене приговорни в коем случаенеттак делают только очень, очень не достойные люди
18никакая эмоция не приходит в голову. просто это факт или данностьмонетанетнет
19кто бы и что бы там не говорил — бедность это стыднодля меня это что-то дикое, но я знаю таких людей и таких много.
20невежествобедность это глуподавозможно, не помню

Спасибо всем, кто ответил на вопросы. Для чего этот опрос мной был создан? В первую очередь мне было интересно, что приходит людям в голову при слове бедность, ведь это ключ к пониманию сути любого явления, я считаю. Также некоторые вопросы помогли понять, что у бедности есть возраст — для кого-то бедность ассоциируется с детьми, для кого-то со стариками. А еще ясно то, что довольно сложно поставить себя на место действительно бедного человека. Потому что бедность для каждого это максимально субъективное понятие. В тех исследованиях которые я нашла, об этом есть. А я о том, что даже если человек обладает огромной эмпатией — это не гарантирует понимания проблем действительно бедных людей. 

Почему я захотела об этом написать? Потому что это важная тема. И она очень неоднозначная. Но как и в любой другой теме — мы, люди, любим шаблоны и ярлыки. Иногда я встречаю в социальных сетях посты горе-психологов или начинающих психологов о том, что бедность — это выбор и все в таком духе, но к сожалению, я осознаю, что скорее всего эти люди никогда не были бедными или говорят какими-то заученными фразами. Ведь есть ситуации, когда от бедности некуда деться. Когда люди не развиты культурно или интеллектуально настолько, чтобы осознавать, что бедность — это не приговор, что этого можно избежать, стоит только захотеть. Иногда у таких людей нет времени и возможности развиваться, или отсутствует понимание, что делать. 

Чаще всего те, кто действительно беден, забиты культурно и эмоционально своими проблемами настолько, что не видят и не пытаются видеть выход из сложившейся ситуации, даже потому, что у них нет на это времени — они занимаются добычей денег здесь и сейчас. А бедность детей? О каком выборе может идти речь и что ребенок выбирает здесь и сейчас? Ну конечно, когда он вырастет, то выбор будет, но за то время пока он будет расти — откуда ему взять культурные ценности, которые смогут его натолкнуть хотя бы на мысль о выборе? Я уж не говорю о том, что будет когда дело дойдет до действий. 

Культурные ценности и помощь таким людям — это конечно задача государства. Но к сожалению в нашей стране и большинстве близлежащих стран, а также в далёких от нас бедных странах, не уделяется должное внимание этим проблемам. Простое это упущение или намеренное игнорирование государством — это совсем другой вопрос. 

В тех статьях и исследованиях, на основании которых я делала этот материал также наглядно показано, что бедность это не однородное понятие, что это слишком многослойное и субъективное происшествие с человеком или даже группой людей, а как в нашей с вами реальности — даже с целыми населенными пунктами и странами. И мне кажется, что порассуждать об этом весьма полезно, а также, может быть, кто-то из читателей узнает что-то новое.

Бедные vs Богатые

Недавно я прочла у кого-то из знакомых в социальных сетях какой-то отзыв то ли на сериал, то ли на книгу (кстати, не помню четко у кого, но кто-то, кто никогда не знал бедности и даже открыто об этом заявлял — это очень важная ремарка). Человек писал о том, что есть тенденция в обществе порицать богатых, но в то же время восхвалять или жалеть бедных и утверждал, что это неправильно и смешно. Мне в таких случаях приходится держать обе свои руки почти связанными, чтобы не начать писать злостные комментарии, но я обычно сдерживаюсь.Сейчас уже даже не помню конкретики того поста, но подумала когда прочла, что это очередной узкий, однобокий взгляд на вещи и оправдания, сплошные оправдания себя (в роде — почему это бедным тяжелее чем мне, ведь богатые тоже плачут). Обожаю говорить о том, что все слишком субъективно и это правда. Но лично я точно знаю, и ведь это логично, что у богатых людей возможностей гораздо больше чем у бедных — с этим точно не поспоришь, я не говорю, что это плохо, но это логично.

Если рассматривать какие-то определенные жизненные ситуации, то и подавно становится ясно, что быть богатым человеком или человеком среднего класса — гораздо выгоднее и проще во всех смыслах. Я не имею в виду, что богатых нужно порицать. Но говорить о том, что ребенок чьи родители могут минимально обеспечить его всем самым необходимым имеет гораздо больше шансов и возможностей в жизни, чем ребенок, у которого нет никаких гарантий, никаких минимумов, никаких понятий о необходимом — это глупость. Воспользовался своими возможностями человек или нет — это другой вопрос, но дальше будет целый абзац посвященный теме того, на что тратят свое время и силы бедные люди, согласно социологическим исследованиям.

Простой пример — человек, которому родители оплатили учебу в престижном университете или предоставили денег на проезд туда, проживание рядом с местом учебы, т.е. улучшили материальные условия существования, оградили от этих проблем — имеет гораздо больше шансов на самореализацию и успех в настоящем и будущем, чем тот, кому приходится зарабатывать самому на обучение или на элементарные вещи вроде еды, жилья. А представьте насколько сильны личностно и интеллектуально те, кто смог без родительской помощи обеспечивать себе еду, проезд, жилье, обучение, а также получить все же образование несмотря на все сопутствующие этому преграды и негативные обстоятельства. Сильны, но в тоже время в любом случае обременены последствиями такой нагрузки на свой мозг, а также, скорее всего обеспечены не одним комплексом, с которым в будущем придется бороться, благодаря такой “насыщенной” жизни.

И еще одна оговорка, если честно, я лично всегда отдам предпочтение в общении бедному или даже очень бедному в прошлом человеку, который смог чего-то достичь или уже на пути к этому, чем человеку, которому было дано все и он просто воспользовался возможностями. Поступлю так потому, что у первого богаче жизненный опыт, и наверняка гораздо больше интересных историй и интеллектуальных конструкций, чем во втором случае. Еще раз оговорюсь, это совсем не значит, что быть бедным лучше, чем быть богатым.

Ну и наконец-то! Исследования о бедности, которые я нашла

Я нашла два интересных источника, когда готовилась к этому материалу. Статья “Основные подходы к изучению феномена бедности в зарубежных психологических исследованиях”, в которой просто замечательно описана суть проблемы бедности с разных сторон и я пользовалась в основном ею при написании материала. Также я нашла свежее социалогическое исследование, которые было проведено в Украине, при чем в 2020 году! Оно называется “Культура (субкультуры) бедности в Украине”. Оба этих материала меня очень впечатлили и я сильно рекомендую их к прочтению полностью, если вам интересна эта тема. Но, естественно, в наше время существует гораздо больше исследований на эту тему, если увлечься, можно многое найти. А теперь к сути.

Основные четыре подхода в изучении бедности и чему они нас учат

Здесь я постараюсь кратко рассмотреть зарубежные подходы к изучению такого феномена, как бедность. Но так не хочется что-то упустить важное! Так что совсем кратко наверное не выйдет.

Первый подход изучения бедности называется “Культура бедности” и был предложен антропологом О. Льюисом и он один из первых изучает социальные характеристики бедных людей.

На основании изучения пяти бедных мексиканских семей, Льюис ввел понятие культура бедности, которое значит, что бедные люди создают вокруг себя среду, в которой живут, социализируются, а главное — воспитывают детей, прививая им определенные ценности и нормы.

Согласно Льюису, склонность жить сегодняшним днем, мужской шовинизм, матриархальная структура семьи и фатализм — типичные черты, характеризующие жизнь малообеспеченных слоев общества. 

На уровне семьи (для детей) бедность — это отсутствие детства, соперничество с сиблингами за ресурсы, низкая привязанность друг к другу между членами семьи.

Для личности бедность несет развитие маргинальных качеств, а также неполноценности, беспомощности, зависимости, не развитые волевые качества, фатализм. У бедных людей часто наблюдается неумение строить планы на будущее, а также отсутствие способности сдерживать себя в сиюминутных удовлетворениях желаний.

Если кратко, то согласно этому подходу, бедность — это хроническое состояние, целая субкультура, которая существует подчиняясь определенным рамкам, нормам и принципам. Она передается от одного поколения другому и шансы перестать существовать в рамках этой культуры почти отсутствуют.

Этот подход изучения бедности подвергался критике, но несмотря на это, все исследования Льюиса представляют большую ценность для понимания того, как бедность влияет на психологические и другие особенности личности. Ну и само собой на то, как появляется бедность и от чего.

Второй подход называют “Эволюционный подход к бедности”. Над ним работал американский ученый Гришкевичиус со своими коллегами. Согласно этому исследованию считается, что только в детстве на человека оказывается бесповоротное влияние бедностью. Последующие реакции на бедность будут зависеть в будущем от того насколько тяжелым был первый период жизни в материальном плане для ребенка. Исследователи считают, что те, кто вырос в бедности склонны к принятию скоропалительных решений, более импульсивны и рискованны чем те, кто вырос в более благополучных условиях. Они так считают на основании своих исследований.

В этом подходе бедность также рассматривается как хроническое явление, предпосылки которого закладываются именно в детстве в качестве индивидуально психологических особенностей, связанных с принятием экономических решений. Оно очень прямо дополняет подход “культура бедности” и повествует о том, что из-за формирования привычек еще в детстве, во взрослом возрасте почти невозможно избавиться от сформировавшегося паттерна быть бедным. В особенности если перед индивидуумами нет примеров положительного разрешения ситуации.

Что касается третьего подхода “ситуационного подхода к бедности” — он противоречит предыдущим, т.к. здесь в большей степени рассматриваются ситуации, когда нехватка материальных ресурсов влияет на ограниченность выбора. Это как раз о том, о чем я больше всего возмущалась в первой части своего лонгрида.

Основной проблемой так называемого выхода из бедности в рамках данной концепции, является смещение в распределении внимания бедных людей в сторону удовлетворения базовых потребностей и разрешения ежедневных рутинных ситуаций (покупка еды, оплата жилья, покупка первостепенно необходимых для жизни ресурсов — лекарств, одежды, нижнего белья и т.д.). То есть у такой группы людей часто просто нет ресурсов и времени на преодоление проблемы или на взгляд на нее под другим углом, но есть постоянный страх.

Авторы четвертого подхода, «социально-когнитивной теории социального класса», подчеркивают важность изучения восприятия своего социально-экономического положения по отношению к другим членам общества. Согласно данной точке зрения, именно субъективный социально-экономический статус определяет различия в индивидуальных психологических характеристиках. В большинстве исследований, проведенных с опорой на данную концепцию, авторы говорят о наличии взаимосвязи между субъективной принадлежностью к определенному социальному классу и тем, как индивид оценивает себя, как он воспринимает окружающую среду и как себя ведет в разных жизненных ситуациях. Так, в исследованиях, проведенных с целью подтверждения выдвинутых авторами гипотез о наличии такой взаимосвязи, было установлено, что представители низшего социального класса в меньшей степени способны контролировать свою жизнь, в большей степени подвержены внешней угрозе, зависимы от других людей и ориентированы на потребности группы. Кроме того, они более склонны к эмпатии и состраданию, более доверчивы, благородны, в большей степени готовы жертвовать на благотворительность и оказывать помощь другим людям. В дополнение к этому, для представителей низшего социального класса характерна склонность использовать контекстуальные причины при объяснении тех или иных событий.

Напоминаю, что более подробно про все эти исследования, а также прямые ссылки на них, вы можете найти перейдя по ссылке, которую я прикрепила вначале материала.

Мой вывод про бедность

Я точно знаю, что бедность — это страшно и очень мешает в самореализации, самоактуализации, в уверенности в себе, в любых творческих, научных проявлениях да и просто в жизни. Когда нет возможности купить поесть, зубную пасту, нижнее белье и т.д., то мысли о высоком, как в своей пирамиде изобразил Маслоу, не будут иметь ценность чообще для любого человека. 

Но всегда есть шанс выбраться из бедности. Для этого достаточно начать действовать, хоть немного заниматься образованием, культурным развитием. Впоследствии суметь обозначить свои желания, а также начать двигаться к ним, набравшись терпения, т.к. быстро справиться не выйдет, ну а если и выйдет, то это скорее всего будет всего лишь совокупность везения, терпения и настойчивости, но не чудо.

Цель этого материала в том, чтобы те, кто считал бедных людей глупыми или невежественными подумал о том, как им нелегко и чего им это стоит. Таким людям часто нужна не только материальная помощь (материальная даже не всегда, говорят нужна), но простая человеческая поддержка. Хорошая, свежая, новая для них мысль, а может быть и мотивационная история — это порой незаменимо. 

Ну и вторая цель материала — порадовать тех, кто волею удачи родился в более или менее обеспеченной семье и имеет те возможности, которые по результатам исследования о бедности в Украине 2020, не имеет большинство людей в нашей стране. Только осознайте это — прекрасно же, вы можете делать все, что захочется, у вас столько путей! И я желаю вам удачи и вдохновения.

Жду ваших комментариев и мнений. Очень надеюсь, что было не скучно и полезно, ну а если было — пишите, что конкретно улучшить, буду признательна. А еще я решила, что отдельно сделаю материал про топ-10 привычек бедных людей, на основании нескольких книг об этом.

Не переключайтесь!